Компрессоры в холодильной технике
Компрессоры, применяющиеся в холодильной технике
В статье представлен краткий обзор компрессоров, применяющихся в холодильной технике, и описан их принцип действия.
Компрессор – основной элемент парокомпрессионной холодильной машины. Компрессор это устройство, предназначенное для сжатия и перемещения холодильного агента.
На базе компрессоров собирают компрессорные, компрессорно-испарительные, компрессорно-конденсаторные агрегаты, а также комплектные холодильные машины.
Компрессорный агрегат — в состав его входят компрессор и другое, как правило, унифицированное для различных холодильных систем дополнительное оборудование, но без конденсатора.
Компрессорно-конденсаторный агрегат — в состав его входят один или несколько компрессоров и другое, как правило, унифицированное для различных холодильных систем оборудование, в том числе один или несколько конденсаторов и, возможно, ресивер.
Моноблочная холодильная система — автономная холодильная система, собранная и прошедшая испытания на месте изготовления и не требующая при монтаже соединения частей, содержащих хладагент. Моноблочная система может включать в себя переходники и отсечные вентили, смонтированные на заводе.
По принципу действия компрессоры, наиболее широко применяющиеся в холодильной технике, делятся на два типа: объемные и динамические. В компрессорах объемного принципа действия сжатие газообразного хладагента происходит за счет уменьшения начального объема. В компрессорах динамического принципа действия хладагент непрерывно перемещается с большой скоростью через проточную часть компрессора, при этом кинетическая энергия потока преобразуется в потенциальную, а плотность и давление хладагента повышаются.
К компрессорам объемного принципа действия относятся поршневые, винтовые, ротационные, спиральные и линейные компрессоры.
К компрессорам динамического принципа действия относятся центробежные компрессоры.
По конструктивному исполнению компрессоры делятся на герметичные (рис.1), полугерметичные (рис.2) и открытые или сальниковые (рис.3).
Рис.1. Герметичные компрессоры
Герметичные компрессоры представляют собой машину, где механическая часть компрессора и электродвигатель находятся в герметичном кожухе, как правило, такие компрессоры обладают невысокой производительностью и являются практически неремонтопригодными, поскольку для разборки компрессора необходимо разрезать, а затем снова сварить герметичный корпус.
Рис.2. Полугерметичные компрессоры
У полугерметичных компрессоров механическая часть и электродвигатель также находятся в одном корпусе, но в отличие от герметичных, компрессор можно разобрать и собрать, не повреждая корпус. Компрессоры данного типа применяются для средних производительностей.
Рис.3. Открытые (сальниковые) компрессоры
В открытых (сальниковых) компрессорах механическая часть находится в одном корпусе, а электродвигатель находится за пределами корпуса компрессора. Привод таких компрессоров осуществляется через муфту. Как правило, такие компрессоры применяются для средних и больших производительностей, но для некоторых специальных применений (транспортное холодильное оборудование, аммиачные системы и т. д.) возможно применение компрессоров и меньшей производительности.
Принцип действия поршневого компрессора
Принцип работы поршневого компрессора (рис.4) и описывается соотношением P1V1=P2V2 (при постоянной температуре).
Индекс 1 относится к состоянию газообразного хладагента на входе в компрессор, индекс 2 — к состоянию сжатого хладагента.
1. Когда поршень опускается, в цилиндре образуется свободное пространство, и в результате перепада давления открывается всасывающий клапан, через который газообразный хладагент всасывается в камеру сжатия.
2. Затем, когда поршень проходит точку, соответствующую наибольшему объему камеры сжатия, всасывающий клапан закрывается, и давление хладагента начинает возрастать.
3. По мере уменьшения объема камеры сжатия давление хладагента увеличивается.
4. Когда давление в камере достигает заданных параметров, открывается нагнетательный клапан, и сжатый хладагент покидает камеру сжатия.
Рис.4. Сжатие в поршневом компрессоре
Принцип действия винтового компрессора (рис.5).
Рис.5. Сжатие в винтовом компрессоре
Первая стадия. Воздух проходит через впускное отверстие и попадает в открытые полости роторов на стороне всасывания. После чего всасывающее окно закрывается и начинается процесс сжатия
Вторая и Третья Стадия Сжатия. Поскольку роторы вращаются в противоположных направлениях, открытые полости закрываются и объем полостей постепенно уменьшается, из-за чего происходит повышение давления. Одновременно с этим процессом происходит впрыск масла, что необходимо для уплотнения зазоров между роторами и стенками корпуса, для отвода тепла и смазки подшипников.
Четвертая Стадия. Нагнетание. Когда процесс сжатия закончен и достигнуто необходимое давление — сжатый воздух выталкивается в специально спрофилированное нагнетательное окно
Принцип действия ротационного компрессора
Компрессор со стационарными пластинами
Рис.6. Сжатие в ротационном компрессоре
а. Хладагент заполняет имеющееся пространство
б. Начинается сжатие хладагента внутри компрессора и всасывание новой порции хладагента
в. Сжатие и всасывание продолжается
г. Сжатие завершено
Компрессор с вращающимися пластинами
Рис.7. Сжатие в роторном пластинчатом компрессоре
В компрессоре с вращающимися пластинами (рис.7) хладагент сжимается при помощи пластин, закрепленных на вращающемся роторе. Ось ротора смещена относительно оси цилиндра компрессора. Края пластин плотно прилегают к поверхности цилиндра, разделяя области высокого и низкого давления.
а. Парообразный хладагент заполняет имеющееся пространство
б. Начинается сжатие хладагента внутри компрессора и всасывание новой порции хладагента
в. Сжатие и всасывание завершается.
г. Начинается новый цикл всасывания и сжатия.
Принцип действия спирального компрессора (рис.8).
Рис.8. Сжатие в спиральном компрессоре
Компрессор состоит из двух спиралей, вставленных одна в другую. Внутренняя спираль неподвижно закреплена, а внешняя вращается вокруг нее.
Спирали имеют особый профиль (эвольвента), позволяющий перекатываться без проскальзывания. Подвижная спираль компрессора установлена на эксцентрике и перекатывается по внутренней поверхности другой спирали. При этом точка касания спиралей постепенно перемещается от края к центру. Хладагент, находящийся перед линией касания, сжимается, и выталкивается в центральное отверстие в крышке компрессора. Точки касания расположены на каждом витке внутренней спирали, поэтому хладагент сжимается более плавно, меньшими порциями, чем в других типах компрессоров. В результате нагрузка на электродвигатель компрессора снижается, особенно в момент пуска компрессора.
Через входное отверстие в цилиндрической части корпуса, поступающий воздух охлаждает двигатель, затем сжимается между спиралей и выходит через выпускное отверстие в верхней части корпуса компрессора.
Принцип действия линейного компрессора
Рис.9. Сжатие в линейном компрессоре
Принцип действия линейных компрессоров (рис.9) основан на возвратно-поступательном движении поршня, однако это движение осуществляется за счет электромагнитного поля, создаваемого обмоткой электродвигателя. Такая конструкция позволяет снизить энергопотребление компрессора и минимизировать уровень шума.
Принцип действия центробежного компрессора
Рис.10. Сжатие в центробежном компрессоре
Динамический компрессор — машина с непрерывным потоком, в которой при протекании газа происходит рост давления газа (рис. 10). Вращающиеся лопатки рабочего колеса компрессора приводят к ускорению газа до высокой скорости, после чего скорость газа при расширении преобразуется в давление и соответственно уменьшается. В зависимости от основного направления потока компрессоры могут быть радиальными или осевыми.
В отличие от объемных компрессоров в динамических компрессорах даже небольшое изменение рабочего давления приводит к большому изменению производительности.
Каждая скорость характеризуется верхним и нижним пределами производительности. При верхнем пределе скорость потока газа достигает скорости звука. При достижении нижнего предела противодавление превышает создаваемое компрессором давление, что означает обратный поток газа в компрессоре. Это в свою очередь вызывает пульсацию, шум и риск механической поломки компрессора.
Таким образом, в холодильной технике применяется большое количество компрессоров, отличающихся как по принципу действия, так и по конструктивному исполнению.